Диагностика автомобиля в Смоленске
«ВСЯ ДИАГНОСТИКА ПРОИСХОДИТ В ГОЛОВЕ»
Специалист одного из ведущих автосервисов Смоленска – о правильных заключениях, «врачевании» машин, творческом хаосе и конкуренции с компьютерами
«Реадовка» вновь побывала в гостях у «Модаавто». И на этот раз не с целью общей экскурсии, как это было в прошлый раз, а чтобы уже более детально узнать о специфике работы сотрудников сервиса. Вняв советам нашего коллеги Никиты Аксёнова, мы обратили свое пристальное внимание на тех, кто напрямую связан с «сердцами» машин.
Что ж, настал черед познакомить наших читателей с тем, чьи руки и светлый ум возвращают жизнь «железным коням». Диагност автосервиса Алексей рассказал о своей интересной работе, заблуждениях некоторых своих клиентов, а также о том, что нужно для того, чтобы стать хорошим спецом в непростом деле.
Половина успеха – разговор с клиентом
– Алексей, в чем, как ты считаешь, главная особенность твоей работы?
– Труд диагноста, по сравнению с другими работниками – это работа человека, который охватывает очень широкую область автомобиля, захватывая в том числе «моторные» вопросы, слесарные, вопросы электрики. Это первый человек, с которым, как правило, клиенты общаются напрямую по возникшей проблеме. Если менеджеру по обращениям что-то непонятно – то дальше трубку беру я. И мне приходится выяснять, выслушивать человека, что его беспокоит, определять, либо это работу буду делать я, либо это вопросы слесаря или другого специалиста. Полдела – это грамотно поговорить с клиентом и задать ему правильные вопросы, чтобы дальше было гораздо легче понимать и действовать. А если машину принимает другой человек – работать потом непросто, ведь нужно заново выслушать человека, правильно понять.
– Допустимо сравнить твою профессию с работой врача? Ведь в медицине правильно поставить диагноз – это уже начать двигаться к выздоровлению пациента…
– В какой-то степени да, я даже иногда провожу аналогию. Конечно, у врачей все это гораздо шире и сложнее, всё-таки, человеческий организм. Но с другой стороны, у всех людей одинаковое строение, одни и те же органы. А в разных машинах все по-разному: множество производителей, различные схемы устройств. Действительно, основное в авторемонте – нужно сначала понять, что нужно привести в порядок. И важно правильно поставить диагноз.
– Твое конкретное направление – двигатели?
- Вообще, основа моей работы – это двигатели, шасси, активные системы безопасности. Периодически занимаюсь и другими вопроса, но главное направление по сути одно. Бывает, касаюсь и климатических установок, «подушек», парковочных радаров, но стараюсь этого избегать – просто потому что нас в «Модаавто» есть для этого собственные спецы.
Такие типичные неисправности
– Небольшая вводная, о себе. Образование у тебя, естественно, профильное…
– Да, высшее. Опыта работы по трудовой книжке у меня до «Модаавто» не было, но фактически я занимался этим на полупрофессиональном уровне, в личных целях и обслуживая машины друзей, по рекомендации – знакомых. С этого все и началось. А уже здесь дальше развилось.
– За более чем пяти лет работы ты смог определить, какие именно поломки двигателя особенно характерны для Смоленска и всей нашей области?
– Думаю, что такой специфики нет. Здесь, скорее, особенности в том, каковы сам по себе автомобили в Смоленске. Раньше машине на дизельном топливе было значительно меньше, сейчас же, как мне кажется, их даже больше, чем бензиновых, по крайней мере, если судить по тому, что попадается мне в автосалоне.
– Приходится по ходу работы доучиваться, узнавать что-то новое?
– Это происходит каждый день. Потому что всегда появляются новые машины, новые узлы, системы, блоки. И знаний в нашем деле не может быть много. Ты постоянно должен что-то читать, искать официальную информацию, черпать сведения из интернет-форумов, общаться с коллегами. Если работаешь диагностом – нельзя получить определенные знания и дальше, не совершенствуясь, работать на высоком уровне. Я постоянно сталкиваюсь с тем, чего я не знаю в полной мере. Есть, конечно, люди, которые зациклены исключительно на одном узкоспециализированном направлении. Но лично я – человек другого плана, и стараюсь всегда узнать что-то новое, не боюсь при этом «сложных» машин. Мне это даже нравится, когда приезжает человек, говорит, что обошел десять сервисов и никто не может ему помочь. И я думаю: «Вот, это что-то интересное, это моё! Есть над чем поломать голову». Не хочу хвастаться, но если иметь усидчивость, усердно трудиться, стараться – можно даже за пять-шесть лет преуспеть в своем деле.
Вообще, большинство неисправностей – они типичны. По 50% обращений уже с одного телефонного звонка понятно, что придется делать, определяешь вероятное место неисправности. И очень часто бываешь прав. Но остальная половина – это, естественно, машины новые, нетипичные. Но они действительно очень интересные.
Насыщение работой
– Как обычно проводишь выходные? В гараже? Или тебе этого хватает на работе?
– Бывает по-разному. У меня есть машина, и не одна, мотоцикл. Но есть, конечно же, семья, родные. Я люблю работать и руками, и головой. Есть свое хобби: автомобиль, участвующий в трофи-рейдах. Но читать и что-то изучать приходится всегда, зачастую, и дома. Это и лучше, спокойнее. Здесь такой ритм, что, бывает, даже некогда отвлечься на перерыв.
– К вопросу о работе: тебя очень хвалят, ценят в коллективе. Часто коллеги обращаются за советом?
– Это происходит постоянно. Нельзя знать всего, и я всегда стараюсь помочь. Сам, по возможности, стараюсь обратиться, если есть к кому, за подсказкой. Но у меня, к сожалению, не так много друзей и коллег, обладающих достаточным уровнем нужных мне по работе знаний. Я не особо активно участвую в тематических интернет-сообществах, но уверен, что такие площадки будут полезны диагностам – и начинающим, и опытным. Ну а в сервисе все постоянно обращаются друг к другу: тут подскажи, там клиент ждет, здесь телефон звонит.
– Это можно назвать своеобразным «творческим хаосом»?
– Да, согласен. Правда, иногда это здорово отвлекает, особенно если это автомобиль непростой и в него нужно «погрузиться с головой», абстрагироваться от внешнего мира. Я это называю «пожить в машине», то есть прочувствовать все, что в нем происходит. Бывают плевые неисправности, в которых долго ковыряешься, но достаточно вернуться на шаг назад, понял, где ты был дурак, понял, что можно было сделать быстрее. И в следующий раз такую ошибку уже не допустишь.
– Понятно. Диагност работает не только головой. Много приходится чинить, ремонтировать, менять самому? Коллеги приходят на помощь?
– У нас все устроено немножко по-другому. Я скорее человек, который дает рекомендации и старается по максимуму отрывать от работы других. В том смысле, что я, конечно, могу сделать сам. Но ведь для этого есть отдельные специалисты, по самым разным вопросам. В принципе, диагност – это такой человек, который по своим прямым обязанностям должен насыщать автосервис работой. Я нахожу неисправность и передаю машину другим профессионалам. Если же касаться моторов, я могу произвести многие замеры, сам снять, что-то даже разобрать. Но есть моторист, и если определил неисправность – то за дело берется он. И он сделает именно это быстрее и качественнее.
Проблемы «на зубок»
– Доверяя своему опыту, можешь определить неполадку «на глаз» или по звуку?
– Бывает довольно часто. Есть 50% типичных машин, из которых порядка в 15% все сразу понимаешь по тому, как звучит двигатель, как сама машина заезжает в «бокс». Но чтобы полноценно провести ремонт авто, нужно уделить внимание не только таким моментам, но все равно комплексно все проверить. И это обезопасит самого диагноста, и клиент будет доволен.
– А есть такие случаи, когда все кажется простым, а потом приходится «погружаться»?
– Бывает. Есть и вовсе непонятные ситуации, например, в некоторых машинах из-за расположения компонентов можно возиться пару часов вместо нескольких минут. Но зачастую другого варианта нет. В чем вообще важен подход диагноста? Нужно правильно выбирать направление действие. Можно, конечно, воспользоваться инструкцией-мануалом, которые есть для каждого авто. Но если я должен провести экспресс-диагностику, для первых правильных шагов, нужно отбросить ненужное и положиться на собственный опыт и техническую базу.
Средние восемь за день
– Есть примеры интересных работ, в которые «погружался с головой», и за успешное завершение которых ты испытываешь профессиональную гордость?
– О, их было много, и навскидку один или пару так просто не назову. Проходит огромное количество машин…
– К слову, сколько их каждый день?
– В среднем, я стараюсь осмотреть порядка восьми машин и по некоторым уже включиться в работу, устранить неполадки.
– Независимо от марки и состояния?
– В основном, у нас обслуживаются иномарки. Отечественных очень мало. Стараюсь сделать восемь машин в день. Но бывает, и больше, и меньше. Иногда я сразу уделяю себе время и уделяю проблемной машине полдня. Тогда за день выйдет два авто, такое бывает. Но потом наверстываю упущенное, чтобы догнать обозначенный показатель. И иногда довольно сложно объяснить клиенту, почему уходит так много времени на его «коня». Просто сейчас у многих, 90% автомобилистов, понятие диагностики означает только одно: подключение разъема от авто к компьютеру – и на экране тут же отображается деталь, которую нужно заменить. Это не так. Сканер – это инструмент, как отвертка и пассатижи, и это только начало работ. Вся диагностика происходит вот здесь (показывает на свою голову), и ты делаешь для этого кучу измерений. Для правильной постановки диагноза нужно досконально понимать, как работает тот или иной узел, как он связан с другими агрегатами. Если не понимаешь – никогда ничего правильно не сделаешь.
Человек против машины
– Вообще, откуда пошел такой стереотип, что компьютеры могут выполнять работу автодиагноста? И насколько возможно, что машины в чем-то могут заменить человека?
– Полностью заменить специалиста компьютер точно не сможет, это точно. В современных машинах работать без хорошего современного диагностического оборудования невозможно. Сканер нужен. Но, помимо этого, используется куча вспомогательных инструментов. Компьютер позволяет проводить тесты, извлекать данные, и это потом используется человеком, анализируется и делаются соответствующие выводы. Плюс здесь все очень разносторонне, потому что диагностическое оборудование весьма отличается. Немало зависит и от программного обеспечения. Но по любому это только начало работы. Чтобы диагностика заканчивалась только подключением сканера – это невозможно. Мой основной инструмент – это осциллограф, но не простой, а мотор-тестер. Больше всего я работаю именно с ним.
– Думаю, многим нашим молодым читателям, интересующимся авто-тематикой, будет интересно узнать: как стать хорошим диагностам? Может, для этого нужен какой-то особый склад ума?
– Думаю, что у большинства тех, кто сейчас задумался над тем, чтобы стать диагностами, неправильный подход: все хотят заработать много денег, и быстро. А так не понять. Если ты хочешь стать профессиональным диагностом, нужно, кроме хорошей теоретической базы знаний и аналитического склада ума, нужно работать над собой и каждый автомобиль, каждую проблему доводить до логического конца – в независимости от того, сколько времени и средств на это потребуется. И где-то даже нужно работать в ущерб себе. Если сначала работать не на деньги, а на наполнение своей головы знанием и опытом, то тогда все получится. Главное, чтобы люди понимали: диагностика не складывается из только лишь подключения оборудования, этих широко разрекламированных сканнеров. Все гораздо сложнее, и нужно шире смотреть на это. Сейчас у меня есть два ученика, они вроде бы ребята хорошие, грамотные. Но неумение правильно на первой стадии оценить приводит потом к большим ошибкам. Необходимо уметь двигаться от общего к частному и уделать внимание всем деталям.
Слышать свое авто
– Несколько советов общего плана по наиболее частым поломкам, с которыми ты сталкиваешься в своей работе.
– Кроме старых-добрых аксиом (следите за авто, вовремя меняйте расходные детали и ГСМ) и посоветовать больше нечего. Ведь современные машины очень сложны, и рядовому автомобилисту без специальных технических знаний весьма непросто избежать возможных поломок, предупредить такие ситуации. Думаю, что очень много поломок действительно случается по вине владельцев, из-за элементарных вещей. Ведь человек порой не думает, что нужно сейчас, условно поменять масло, фильтры. Он просто считает: «машина едет – значит, все в порядке. Появился на панели какой-то значок – ну, я еще поезжу, заводится же!». Нужно слушать свой автомобиль. Хотя машины все равно будут ломаться – это же механизмы.